Доступность ссылки

«Журналистика – не преступление». Как добиться освобождения украинских журналистов из российской неволи?


Цензура в СМИ. Коллаж
Цензура в СМИ. Коллаж

Два года назад, 29 апреля 2022 года, в аннексированном Крыму российские силовики похитили, а потом приговорили к 7 годам колонии медсестру и гражданскую журналистку Ирину Данилович. По данным Национального союза журналистов Украины, как минимум 28 сотрудников украинских СМИ и гражданских журналистов, в том числе из Крыма, находятся в российской неволе в результате незаконных задержаний и фальсифицированных «судебных процессов».

Переговоры с Россией об освобождении крымских политических заключенных всегда шли трудно, отмечают правозащитники. Последний обмен состоялся в сентябре 2019 года. После полномасштабного вторжения России в Украину этот вопрос и вовсе кажется неразрешимым. Международное гуманитарное право предусматривает обмен военнопленными, а в отношении гражданских механизма нет, отмечают в Крымской правозащитной группе.

24 апреля Верховная Рада Украины приняла постановление об «Обращении к международным организациям по обеспечению освобождения и возвращения в Украину пленных и незаконно удерживаемых журналистов (включая гражданских журналистов)». Это вызвало сдержанный оптимизм в среде правозащитников. Насколько он оправдан, и что может способствовать освобождению журналистов, в том числе и крымских, из российских тюрем, в эфире Радио Крым.Реалии ведущий Роман Спиридонов поговорил с менеджером проектов Центра прав человека ZMINA Викторией Нестеренко и главой НСЖУ Сергеем Томиленко.

Как стало известно «Крымскому процессу», гражданская журналистка Ирина Данилович отказалась от участия в процессе по рассмотрению жалобы на свой приговор в российском Четвертом кассационном суде общей юрисдикции. Причина – невозможность защищать себя из-за болезни и отсутствия лечения.

Ирина Данилович, гражданская журналистка
Ирина Данилович, гражданская журналистка

Ирину Данилович российские спецслужбы задержали 29 апреля 2022 года по дороге из Коктебеля – она ехала домой с работы. Почти две недели о Данилович ничего не было известно. Найти Ирину удалось адвокатам по картотеке изолятора симферопольского СИЗО. Как потом сообщила сама Данилович, все это время российские силовики унижали и пытали ее, выбивая показания. Российские силовики обвинили Ирину в незаконном приобретении и хранении взрывчатых веществ. Так звучит статья, по которой Ирину подконтрольный России суд в Феодосии в декабре 2022 года приговорил к 7 годам лишения свободы. Срок Ирина отбывает в российской колонии города Зеленокумск Ставропольского края. Свою вину она не признала, а правозащитники назвали ее дело полностью фальсифицированным.

Еще в СИЗО у Ирины начался отит, который из-за отсутствия медицинской помощи дал серьезные осложнения на здоровье. У нее были сильные головные боли, шум в ушах, обмороки и произошла частичная потеря слуха. Близкие подозревали, что у Ирины был микроинсульт. Чтобы добиться медицинского обследования, Ирине пришлось объявлять голодовку. Как рассказывал в интервью Крым.Реалии ее отец, Бронислав Данилович, Ирина так и не получила квалифицированную медицинскую помощь, а медики заявили ей, что боль и шум в ухе пройдут, как только отомрет слуховой нерв.

В ноябре прошлого года правозащитники опубликовали список крымских журналистов, которые с 2014 года подверглись или подвергаются уголовным преследованиям со стороны России. В этом списке 19 имен. Среди них и первый заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Нариман Джелял, и фрилансер Крым.Реалии (проект Радіо Свобода) Владислав Есипенко.

Фрилансер Крым.Реалии Владислав Есипенко у здания подконтрольного России Симферопольского районного суда. 5 октября 2021 года
Фрилансер Крым.Реалии Владислав Есипенко у здания подконтрольного России Симферопольского районного суда. 5 октября 2021 года

Как уточнили правозащитники, из 19 человек 16 до сих пор лишены свободы.

Этот список по-прежнему актуален и есть риски, что он может стать больше, говорит менеджер проектов Центра прав человека ZMINA Виктория Нестеренко. Реалии таковы, что в аннексированном Крыму происходят постоянное подавление свободы слова и изменения в российском законодательстве, угрожающие работе журналистов, отмечает правозащитница.

Мы постоянно боимся того, что ситуация может усугубиться
Виктория Нестеренко

«С начала полномасштабного вторжения ZMINA зафиксировала примерно 160 случаев преследования представителей медиа в Крыму, мы постоянно боимся того, что ситуация может усугубиться. Даже то, что в последнее время приходили домой к Лутфие Зудиевой, к журналистам «Крымской солидарности», то, что проводили у нее обыски дома, админпротоколы и суды, которые сейчас продолжаются. Эти риски того, что список станет больше», – рассказала Виктория Нестеренко.

Виктория Нестеренко, менеджер проектов Центра прав человека ZMINA
Виктория Нестеренко, менеджер проектов Центра прав человека ZMINA

По информации правозащитников, в российской колонии Ирину один раз осмотрели врачи, и она до сих пор не получает необходимого лечения.

«Вопрос здоровья Ирины Данилович мы всегда держим на контроле и пытаемся документировать, информировать. Там были экспертизы независимых врачей, предоставивших свой вердикт о том, что да, скорее всего, микроинсульт был. Возможно, не один, потому что произошли изменения в мозге», – рассказала Виктория Нестеренко.

Мы все хорошо знаем, как относятся к политзаключенным, украинским узникам в местах несвободы
Виктория Нестеренко

Неоказание медицинской помощи крымским политзаключенным – серьезная проблема, существующая в российской пенитенциарной системе, говорят правозащитники. Так, по информации Виктории Нестеренко, сильно ухудшилось здоровье во время этапа в российский Минусинск у Наримана Джеляла.

«Он болел. То есть очевидно, что его тоже совсем не лечили, медицинская помощь ему не оказывалась. И потом, когда его уже отправили в тюрьму в Минусинске, мы не знаем, действительно ли там могут быть хоть какие-то лучшие условия содержания, чем условия, имевшиеся в СИЗО. Это всегда под большим вопросом, потому что мы все хорошо знаем, как относятся к политзаключенным, украинским узникам в местах несвободы. И на счет Владислава Есипенко, к сожалению, также позитивных, изменений не происходит», – говорит Виктория Нестеренко.

Заместитель Меджлиса крымскотатарского народа Нариман Джелял на заседании российского суда в качестве обвиняемого. Симферополь, 29 августа 2022 года
Заместитель Меджлиса крымскотатарского народа Нариман Джелял на заседании российского суда в качестве обвиняемого. Симферополь, 29 августа 2022 года

24 апреля Верховная Рада Украины приняла постановление об «Обращении к международным организациям по обеспечению освобождения и возвращения в Украину пленных и незаконно удерживаемых журналистов (включая гражданских журналистов)». Среди адресатов – ООН, парламенты и правительства стран ЕС, ПАСЕ, ОБСЕ, парламентская ассамблея НАТО, Красный Крест, международные журналистские организации.

Нам хотелось, чтобы это обращение было актом прямого действия
Сергей Томиленко

Это важная декларация намерений, говорит глава НСЖУ Сергей Томиленко.

«Нам хотелось, чтобы это обращение было актом прямого действия, после которого, по крайней мере, хотя бы один гражданский заложник, которым являются украинские журналисты, вышел на свободу. В то же время я уверен, что в частности, это обращение дополняет и оно все же накапливает определенную базу аргументов, которая в итоге приведет к свободе, к освобождению наших коллег», – рассказал Сергей Томиленко.

Сергей Томиленко, глава Национального союза журналистов Украины
Сергей Томиленко, глава Национального союза журналистов Украины

Как говорит Сергей Томиленко, это имеет важное моральное значение для журналистов, оказавшихся в российском плену.

«Такие новости и такие заявления, они доходят, и мы уверены, что они доходят, в частности, до наших коллег в оккупированный Крым, доходят до заключенных наших коллег, несправедливо заключенных, и они видят эти слова поддержки. Для них важно, что Украина борется, что парламент борется, журналисты борются за своих, и, соответственно, это дает определенные силы выстоять», – уверен Сергей Томиленко.

Глава НСЖУ уверен, что факты и доказательства преследования Россией украинских журналистов обязательно окажутся в международном трибунале над Россией и она понесет наказание за преступления против журналистов и свободы слова.

«Движение за свободу есть, определенные прецеденты в прошлом были, я опять же вспоминаю Станислава Асеева, Сущенко, Марию Варфоломееву, луганскую журналистку. Они показывают, что все равно глобальная международная и национальная журналистская солидарность помогают», – считает Сергей Томиленко.

Единственной их виной перед Россией является то, что журналисты избрали путь профессиональной независимой журналистики
Сергей Томиленко

По данным Национального союза журналистов Украины, как минимум 28 сотрудников украинских СМИ и гражданских журналистов, в том числе из Крыма, находятся в российской неволе.

«Единственной их виной перед Россией является то, что журналисты избрали путь профессиональной независимой журналистики, а не путь пропаганды, двигателей пропаганды. Журналистика – не преступление», – заявил Томиленко.

Привлечение внимания к таким фактам международного профессионального сообщества важно, настаивает Томиленко. НСЖУ готовит специальное обращение в поддержку украинских журналистов к конгрессу Европейской Федерации журналистов, который должен состояться в мае. Томиленко надеется, что это позволит национальным союзам этой ассоциации из Великобритании, Италии, Франции и Испании работать с правительствами своих стран для того, чтобы объединить усилия для освобождения украинских журналистов из российского заключения.

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d14m1llizdnt68.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

Обыски у крымских активистов и журналистов

После российской аннексии Крыма весной 2014 года на полуострове регулярно проходят обыски у независимых журналистов, гражданских активистов, активистов крымскотатарского национального движения, членов Меджлиса крымскотатарского народа, а также крымских мусульман, подозреваемых в связях с запрещенной в России организацией «Хизб ут-Тахрир».

Аннексия Крыма Россией

В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.

16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.

Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

ПО ТЕМЕ

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG