Доступность ссылки

«Большие корабли в Черном море – просто смертники». Как украинцы превратили свою слабость в преимущество


БДК «Цезарь Куников» в бухте аннексированного Россией Севастополя. Архивное фото
БДК «Цезарь Куников» в бухте аннексированного Россией Севастополя. Архивное фото

В боях на Черном море Украине удалось превратить свою слабость в суперсилу и заставить мировых экспертов задуматься над тем, какая тактика будет определять морские битвы в будущем, говорят аналитики, комментирующие сообщения об очередном потоплении украинскими морскими дронами российского военного корабля. Они отмечают, что страна, которая фактически была лишена своего флота, смогла не только изменить ситуацию на море в свою пользу, но и продемонстрировать уязвимость крупных высокотехнологичных флотов в малом замкнутом водном пространстве, ведь они оказываются бессильными против флота малых беспилотных катеров-камикадзе. Читайте об этом в материале Украинской службы «Голоса Америки».

Россия удвоила количество больших десантных кораблей перед вторжением, но не смогла их защитить.

В среду, 14 февраля, Вооруженные силы Украины сообщили об уничтожении ночью с помощью морских дронов собственного производства Magura-V5 российского крупного десантного корабля «Цезарь Куников» в Черном море вблизи Алупки в Крыму.

«Эта атака демонстрирует способность дешевых надводных кораблей, которые строит Украина, продолжать атаковать российский флот», – говорит в комментарии Голосу Америки Сэмюэл Бендетт, американский эксперт из Центра военно-морского анализа, специализирующийся на морских дронах.

«Цезарь Куников» – уже четвертый большой десантный корабль (БДК), который уничтожили украинские Вооруженные силы за последние чуть больше полугода – весной 2022 года на дно Черного моря пошел «Саратов», осенью 2023-го – «Минск» и совсем недавно, в декабре 2023 года, –«Новочеркасск».

Руководитель мониторинговой группы Института стратегических черноморских исследований Андрей Клименко говорит, что, готовясь к вторжению, России удалось в феврале 2022 года сформировать в Черном море «беспрецедентную группировку» больших десантных кораблей (БДК). Она практически удвоила количество своих десантных кораблей у украинских берегов.

«8-9 февраля 2022 года в Черное море из Средиземного вошли сразу 6 БДК из состава Балтийского и Северного флотов России, по 3 из каждого», – говорит Клименко в разговоре с Голосом Америки.

Андрей Клименко, руководитель мониторинговой группы Института стратегических черноморских исследований
Андрей Клименко, руководитель мониторинговой группы Института стратегических черноморских исследований

Он убежден, что, собрав в Черном море сразу 13 БДК, Россия планировала использовать их для значительных операций с высадкой десанта. Каждый из таких кораблей мог перевозить в разных комбинациях до 10 танков, 12 автомобилей бронетехники, 20 грузовых автомобилей и, в зависимости от комбинации техники, – от 150 до 340 десантников, которые могли высадиться прямо на берег со всей этой техникой даже при шторме до 4-х баллов.

Но поскольку Украина активно обстреливала воды у побережья Одесской и Николаевской областей при попытках кораблей приблизиться, Россия не смогла провести десантные операции ни в Азовском, ни в Черном море, объясняет Клименко.

Когда план высадки десанта провалился, БДК начали использовать для материально-технического обеспечения российской армии из-за неуверенности сообщения через Керченский мост, который несколько раз удавалось вывести из строя. Мощными и вместительными БДК перебрасывали военные грузы в Крым и в Бердянск на Азовском море.

По словам Клименко, ссылающегося на источники среди украинских военных моряков, и сейчас «Цезарь Куников» шел из Новороссийска в Севастополь с военным грузом.

«Перед тем он 10 дней стоял под загрузкой. Мог перевозить любые военные грузы – от техники и боеприпасов до тех самых «шахедов», которые запускают из Крыма. Также есть предположение, что мог везти ракеты для комплексов типа «Искандер» или мобильных береговых передвижных ракетных комплексов, которыми РФ стреляет из Крыма по территории разных областей Украины. Или просто боеприпасы для российских войск», – говорит Клименко.

Большой десантный корабль «Цезарь Куников» Черноморского флота РФ выходит из Севастопольской бухты. Архивное фото
Большой десантный корабль «Цезарь Куников» Черноморского флота РФ выходит из Севастопольской бухты. Архивное фото

Проходя мимо Алупки, предполагает Клименко, «Цезарь Куников» «прижимался» к берегу, пытаясь обойти украинские ракеты, но это не спасло корабль от ночных ударов украинских дронов.

«Для того, чтобы остаться целыми, российским кораблям просто нужно сидеть в портах», - говорит Клименко.

Хотя и это не дает гарантии, как показало летнее нападение на корабль «Оленегорский горняк». Его не спасло даже то, что он находился в порту в Новороссийске – в августе 2023-го его повредили украинские дроны-камикадзе настолько, что он до сих пор находится в ремонте и не может участвовать в военных операциях, говорит эксперт.

«Дело в том, что дальность украинских морских дронов – это все Черное море», – объясняет Клименко.

БДК «Оленегорский горняк» в Санкт-Петербурге накануне военно-морского парада 20 июля 2021 года. Архивно фото
БДК «Оленегорский горняк» в Санкт-Петербурге накануне военно-морского парада 20 июля 2021 года. Архивно фото

Он напоминает, что, например, в том же августе прошлого года российский танкер Sig был «результативно поражен» в территориальных водах Украины к югу от Керченского пролива. Он находится на расстоянии примерно 400 морских миль, то есть около 750 км от побережья Одесской области, откуда, вероятно, запускаются дроны. А расстояние до Новороссийска – не намного больше – 430 морских миль, или около 800 км.

Сэмюэл Бендетт из Центра военно-морского анализа считает, что последнее нападение украинских дронов демонстрирует, что украинцы овладели тактикой, против которой россиянам нечего противопоставить.

«Корабли атакуют ночью, когда видимость очень низкая, когда несколько надводных судов сходятся в одну цель. Эта атака продемонстрировала сложность ей противодействовать или нежелание российского Военно-морского флота это делать, поскольку корабль-мишень не имел никаких существенных мер противодействия украинским военным катерам», – говорит Бендетт в комментарии для Голоса Америки.

Скриншот с видео, на котором морской дрон (безэкипажный катер) приближается к российскому танкеру Sig в Керченском проливе для нанесения удара по нему, 5 августа 2023 года
Скриншот с видео, на котором морской дрон (безэкипажный катер) приближается к российскому танкеру Sig в Керченском проливе для нанесения удара по нему, 5 августа 2023 года

Украинцы показали, как без флота можно уничтожать флот противника

Андрей Клименко объясняет, что речь не идет о желании – россиянам действительно нечем сбивать украинские беспилотные катера.

«На БДК нет ничего, кроме 1-й двухствольной пушки, на них нет и зенитного вооружения. А для борьбы с дронами нужны пулеметы или малокалиберные пушки с приборами ночного видения, ночными прицелами и т.д.», – говорит Клименко.

Он добавляет, что то, что сначала казалось слабостью украинской позиции, украинцы превратили в свое преимущество – при отсутствии своего собственного флота пришлось импровизировать, придумывать новые технические решения и применить чуть ли не партизанскую тактику – малыми силами наносить наибольший вред противнику.

В результате Украине удалось практически собственными силами разблокировать свои торговые порты вокруг Одессы для экспорта зерна и, по словам британского министра иностранных дел, быть в состоянии вскоре вывезти весь прошлогодний урожай, предназначенный для экспорта. А это, по украинским данным, около 50 миллионов тонн зерна, сообщает Reuters.

В Одесском порту грузится зерном сухогруз
В Одесском порту грузится зерном сухогруз

Вторым очевидным результатом, как говорит Бендетт, является «уменьшение возможности России вести войну».

Этот опыт, говорит Клименко, активно изучают на Западе, ведь он ломает представление о том, что стране нужен большой и дорогой флот для успешного противостояния противнику, у которого такой флот имеется.

В США разделяют такие оценки. Как сообщал Голос Америки, в среду высокий представитель Государственного департамента сказал, что произошло «фундаментальное изменение».

"По некоторым оценкам, Россия потеряла 20% военных кораблей Черноморского флота, – сказал неназванный высокий представитель Государственного департамента в комментарии для журналистов. – Тот факт, что российский флот не может действовать в Черном море, как вздумается, по сравнению с тем, как он мог действовать в начале этой войны, является фундаментальным изменением стратегического позиционирования в Черноморском регионе».

Эксперты британского журнала Economist оценивают потери России еще выше – они считают, что Россия лишилась по крайней мере трети своего Черноморского флота – 25 надводных кораблей и одной подводной лодки, которые были уничтожены, 15 находятся в ремонте, а остальные скрываются в портах подальше от украинских берегов.

В разговоре с корреспондентом Голоса Америки Андреем Борисом контр-адмирал ВМС США (в отставке) Джо Дигуардо говорит, что Украина искусно овладела тактикой использования беспилотных систем «для достижения стратегического эффекта».

По его словам, недорогие украинские дроны являются «жизнеспособным и экономически эффективным способом» противодействия «изящным системам оружия, которые не являются устойчивыми против таких типов атак».

Теперь западные страны, которые имеют именно такой высокотехнологичный флот, должны подумать, чем защищаться от тактики, которую применяет Украина, говорит адмирал в отставке.

«Последствия успеха этого типа морского удара для технически продвинутых ВМС во всем мире огромны и потребуют от многих переосмысления защиты судов и смягчения угрозы», – говорит Джо Дигуардо.

Украинская тактика хороша для Черного моря, но сработает ли она в океане?

Эксперты подчеркивают, что ситуация, которая сложилась в Черном море между Украиной и Россией, в некоторой степени уникальна, потому что после того, как распался Советский Союз, его Черноморский флот был разделен между Россией, Украиной и Грузией. Но грузинский флот Россия уничтожила еще во время нападения в 2008 году.

Украинский был практически уничтожен во время захвата Крыма в 2014 году. Тогда, как напоминают американские военные эксперты из корпорации RAND, Россия использовала тысячелетнюю тактику — затопила старые суда в ключевом канале, чтобы задержать украинские корабли в порту, а затем захватила их с сухопутной стороны.

«Результатом стало то, что российский флот доминировал в Черном море на протяжении последнего десятилетия», – напоминают исследователи RAND в своем анализе с октября прошлого года.

Перед широкомасштабным вторжением Россия на Украину в 2022 году Москва завела новые корабли в Черное море, надеясь, что их хватит для войны против государства, которое оно лишило флота.

Но когда война не закончилась ее молниеносной победой, возможности усилить флот за счет кораблей из Балтийского или Северного флота Кремль уже не имел – помешала Турция.

Ссылаясь на Конвенцию Монтрё от 1936 года, дающую право Анкаре ограничить вход судов враждующих стран в Черное море, Турция закрыла свои проливы Босфор и Дарданеллы для российских военных кораблей.

После того, как Украина, пионер массового использования морских дронов против флота противника, стала сочетать эту новую технологию с ракетными ударами и минами, корабли Черноморского флота России оказались в ловушке.

«Украина показала, что комбинация дронов, ракет наземного базирования и морских мин может лишить более продвинутый флот возможности осуществлять контроль над морем, по крайней мере, в относительно ограниченном водоеме», – говорят исследователи RAND.

Надводные дроны Службы безопасности Украины SeaBaby («Морской малыш»)
Надводные дроны Службы безопасности Украины SeaBaby («Морской малыш»)

Они добавляют, что украинская тактика применения заминированных дронов не универсальна – в океане мощный флот все равно имеет преимущества.

Но в истории, говорят исследователи, большинство морских сражений происходило именно в относительно закрытом морском пространстве. Да и технологии не стоят на месте. Поэтому урок Украины все же очень ценный.

«Никто не ожидал такого поворота в военно-морской тактике – в таком маленьком море, как Черное, большие корабли – просто смертники, вчерашний день», – говорит украинский эксперт Андрей Клименко.

СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля 2022 года. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российские военные действия в Украине.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

30 сентября 2022 года после проведения на оккупированных украинских территориях фиктивных референдумов о вхождении в состав России Москва объявила об аннексии Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской областей Украины.

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d16dn389y98208.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

XS
SM
MD
LG